Версия сайта для слабовидящих

Как я расту

Как я расту 10.12.2015

Хотите ли вы счастья своему ребенку? «Что за странный вопрос,— ответите вы.— Какие родители не желают видеть своего малыша счастливым?» Значит, вам неоднократно приходила в голову мысль: как этого можно добиться, что для этого нужно сделать? На это есть ответ: счастье даст ребенку только правильное воспитание. Малыш учится лишь у тех, кого любит, кому доверяет, кто для него авторитетен. А это значит, что именно родители являются его самыми лучшими воспитателями. И тут встает еще один немаловажный вопрос: что же делает воспитание правильным? Вспомним слова К. Д. Ушинского: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким — и тем понятнее и легче кажется оно, чем меньше человек с ним знаком теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденные способности и умение, т. е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания».

Желаемого результата можно достигнуть только при условии, что методы, способы воспитания будут выбираться с учетом психологических особенностей малыша.

Активность — стремление ребенка к поддержанию жизненно важных связей с окружающим миром или к его преобразованию — начинает формироваться уже у младенца. Она проявляется в доверчивом, доброжелательном отношении к людям, в интересе и любознательности к предметному миру, в жизнерадостности и настойчивости. Это особая позиция ребенка в отношении к окружающему и к себе. Главная черта активности — это инициативность, когда малыш действует по своему собственному побуждению, а не потому, что этого требуют взрослые.

С активностью связана и самостоятельность ребенка. На третьем году жизни малыш начинает настойчиво говорить: «Я сам!» У него появляются личные желания, исходящие от него самого и не всегда совпадающие с намерениями взрослого. Понятие самостоятельности более широко, чем умение ребенка обходиться без помощи взрослого. Оно включает целеустремленность (стремление достигнуть результата во что бы то ни стало) и самооценку (одобрение или порицание себя).

С развитием активности и самостоятельности у малыша появляются новые мотивы поведения: стремление проверить свои возможности («смогу я это сделать или нет?») и узнать новое об окружающем мире («что это такое?», «что получится, если…»). Ребенок еще не знает, что можно, а что нельзя. Выполняя самые разнообразные действия и ожидая оценки, он как бы стремится очертить круг дозволенного. Поэтому не торопитесь с ходу оценить поступок малыша. Подумайте, почему он так поступил. Поддержите проявления любознательности, направьте ее в соответствующее русло. Покажите ребенку, где он может проявить свою самостоятельность и активность.

В конце третьего года жизни ребенок открывает для себя взрослого как образец для подражания. Малыш стремится к тому, чтобы быть взрослым, выполнять все, как взрослый. Возникает чувство взрослости: «Я большой!» Чем младше ребенок, тем большее значение для него имеют внешние признаки характеристики взрослого: можно поздно ложиться спать, долго смотреть телевизор, не пить молоко. Но постепенно он начинает понимать, что быть взрослым (большим) нелегко: нужно самому убирать за собой игрушки, не ссориться с друзьями, не капризничать, т. е. вести себя в соответствии с определенными нормами. Внутренние признаки взрослости (определенные нравственные качества, образцы поведения) начинают занимать в его сознании все большее место. Ребенок постоянно сравнивает свои поступки и действия с поступками и действиями взрослого. Возникает чувство гордости за собственные достижения: хороший, если сделал так, как взрослый, который выступает для малыша ценителем достигнутого. Ребенок ищет опоры, поддержки. Родителям важно не только заметить, что он сумел сделать, но и обязательно доброжелательно, заинтересованно и в то же время объективно оценить достигнутый результат, подчеркивая его значимость. Помните, что у дошкольника обострено чувство собственного достоинства и он особенно чувствителен к признанию своих достижений.

Гордость за собственные достижения дает новый толчок для осознания себя. Малыш стремится не только узнать окружающий мир, но и попробовать свои силы, утвердить себя в нем. Ребенок все больше гордится теми достижениями, которые значимы для других людей. Для него теперь важен не только процесс, но и результат действий:

не просто мыть посуду, а вымыть чисто; не просто убрать игрушки, а убрать каждую на свое место. Достижения ребенка вписываются в контекст общей со взрослым жизни. Малыш начинает регулировать свое поведение в соответствии с требованиями взрослого, т.е. его действия становятся произвольными.

Возникшее чувство взрослости, связанное со стремлением подражать большим и проявлять самостоятельность, определяет поведение ребенка. Его поступки становятся нравственными, т. е. соответствующими нормам, принятым в мире взрослых. Чувство гордости, положительная оценка своих действий создают благоприятные условия для нравственного развития.


Этих взрослых не поймешь

Не пойму я взрослых этих.

Все у них наоборот:

Сразу тянутся к котлете

И не смотрят на компот.

Жалко взрослых мне

Ничего не понимают!

В магазин приходим

с дедом

Там горою карамель.

Ну, а дед берет к обеду

Колбасу и вермишель,

Жалко взрослых мне

бывает:

Ничего не понимают!

Во дворе такая лужа!

Лучше лужи не найти!

Но сосед вздыхает:

— Ужас!

Не проехать, не пройти!

Жалко взрослых мне

бывает:

Ничего не понимают!

В дом вчера принес

с дедом — мышонка

(Я нашел его в саду),

Закричала мама звонко:

«Я сейчас с ума сойду!»

Жалко взрослых мне

бывает:

Ничего не понимают!

Г. Ширковец

Стремясь быть похожим на взрослых, войти в их мир, ребенок делает «открытие»: они живут по определенным законам, руководствуются определенными нормами, т. е. правилами поведения. Не все здесь понятно малышу. Часто он знает содержание нравственной нормы, но не понимает, зачем ее нужно выполнять. Многое вызывает у него искреннее удивление: почему нельзя есть мороженое пять раз в день и вообще питаться одними конфетами, почему нельзя купить все игрушки, которые есть в магазине, а спать совсем не ложиться? Поэтому очень важно объяснить ребенку смысл правил поведения, необходимость следования им: «Если ты хочешь быть большим, то и поступай так, как это принято во взрослом мире».


Для ребенка знать нравственные нормы — еще не значит поступать в соответствии с ними. Малыш понимает, что надо делиться игрушками, но забирает их все себе; знает, что нельзя ссориться, но нередко дело доходит до драки. Сказать, что ребенок развит нравственно, можно только тогда, когда он не только знает, как правильно поступить, но и руководствуется нормами в своем поведении. Здесь очень важен пример взрослого, доказывающий, что у вас слово не расходится с делом.

К наказаниям нужно прибегать только в исключительных случаях. Но все равно они не должны задевать самолюбие малыша. Нельзя повторно наказывать за один и тот же проступок. Наказание должно сразу следовать за провинностью, чтобы ребенок понял, за что его наказывают. Покажите малышу, что его по-прежнему любят и надеются, что проступок больше не повторится.

Не следует запугивать ребенка для того, чтобы он ' выполнил требование взрослого. Это приводит или к развитию страха, или к тому, что малыш понимает обман со стороны взрослого и использует неправду в своих интересах.

Почти все дети иногда капризничают. Но если (капризы у вашего ребенка повторяются часто и по любому поводу, то задумайтесь, какие ошибки в воспитании вы допустили. Наиболее распространенной является чрезмерная уступчивость взрослых. Поэтому важна согласованная, четкая позиция окружающих ребенка близких. Нужно преодолеть зависимость от его капризов. Если они не стали очень устойчивыми, то с ними легко справиться с помощью игры (не хочет идти гулять— предложите поиграть в следопытов; не хочет есть салат — скажите, что капусту вырастил на огороде знакомый зайчонок и прислал малышу в подарок).

Ребенку трудно признаться, что он был не прав, сказал неправду. Взрослый должен помочь ему понять. Что он поступил плохо, а не стремиться наказывать. Оценивать следует не ребенка, а его поступок и тем самым как бы сказать малышу: «Ты сделал нехорошо, но это случайно и больше не повторится». Нарушение нравственной нормы ребенок связывает с потерей положительной оценки взрослого, его доверия, поэтому он испытывает чувство стыда, которое начинает управлять его поведением.

Ребенок живет в мире сказки и фантазии, он думает, что ночью оживают игрушки, в книжке нарисованы живые человечки, а звери все понимают и даже умеют разговаривать. Он не делает различий между сказочными и реальными персонажами. Поэтому малыш наделяет все объекты окружающего мира человеческими мыслями и чувствами.

Жадность. Значительное количество детей жадничает. Иногда это вызвано примером взрослого, иногда эгоизмом ребенка. Жадность вызывает очень резкую критику со стороны других детей. С жадными не хотят играть, с ними не дружат. Но стремление к общению со сверстниками поможет жадине преодолеть свое отрицательное качество.

Любимая игрушка для ребенка - это источник радости, предмет заботы, внимания. Поэтому малышу очень трудно бывает ее отдать сверстнику, пусть даже другу.

Взрослый выступает воспитателем ребенка даже тогда, когда этого не замечает. Малыш очень внимательно приглядывается к тому, что происходит во взрослом мире. Не забывайте, что он подражает всем поступкам — и положительным, и отрицательным. Пример взрослого — это важнейшее условие нравственного воспитания ребенка. Стремление быть взрослым, подражать ему перерастает в желание у него научиться. Передавайте малышу свои умения. Помните, что именно вы являетесь для вашего ребенка образцом и примером, на который он равняется.

Ребенок живет в мире игры, а любимая игрушка — неизменный участник детских игр — является для малыша верным другом, с которым никогда не поссоришься, которому можно рассказать буквально все, который никогда не подведет. В общении с любимой игрушкой малыш усваивает многие нравственные нормы: доброту, отзывчивость, взаимопомощь. Он переживает чувства любви, привязанности. Важно, чтобы у ребенка было не много игрушек, а были любимые.


Обида очень часто возникает из-за несправедливости взрослого по отношению к ребенку. Его переживание может протекать бурно: малыш падает на пол, громко кричит, пытаясь доказать свою невиновность, захлестывается слезами. Иногда же он замыкается в себе, проявляет непонятное с точки зрения взрослого упорство и молчит. Избегайте подвергать ребенка такому испытанию. Помните, что он беззащитен перед взрослым, а подобные переживания оставляют след на всю жизнь.


Педагог-психолог -Афанасьева Ирина Артуровна



Возврат к списку

© 2019 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко»
Разработка и поддержка сайта