Версия для слабовидящих

Методические рекомендации по профилактике детского травматизма в дошкольных образовательных учреждениях

Методические рекомендации по профилактике детского травматизма в дошкольных образовательных учреждениях 26.12.2018

Травма ребенка в детском саду: действия сотрудников ДОУ

Дошкольная организация должна обеспечить не только образовательный процесс, но и безопасность для воспитанников. Закон об образовании возлагает ответственность на сотрудников ДОУ за жизнь и здоровье детей. Видеонаблюдение, безопасные игрушки, конструкции на прилегающей территории и другие меры – все это направлено на исключение травмирования ребенка.

Но что делать сотрудникам дошкольной организации, если ребенок получил травму в детском саду?

Правовые основы действий воспитателя и руководителя при травме ребенка в ДОУ

Утвердить приказом ДОУ порядок и алгоритм действий сотрудников образовательных организаций при травме ребенка для регулирования.

Приказ Минобрнауки России «Об утверждении порядка расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность» (номер ID 01/02/05-17/00066772).

Минобрнауки РФ рекомендует сотрудникам образовательных организаций руководствоваться нормами трудового законодательства – ст.ст. 227-231 ТК РФ (Письмо Минобрнауки РФ от 26.02.2016 года № 12-ПГ-МОН-3527).

Нормативные акты:

· ст.41 ФЗ об образовании – Охрана здоровья обучающихся;

· ст. 31 ФЗ об основах охраны здоровья граждан – о первой помощи;

· ст.ст.227-231 ТК РФ – расследование и учет несчастных случаев;

· Постановление Минтруда России от 24.10.2002 N 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях»;

· Приказ Минздравсоцразвития РФ от 04.05.2012 N 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи»;

· Приказ Минздравсоцразвития РФ от 05.03.2011 N 169н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам».

Обязанность воспитателя оказать первую помощь ребенку, получившему травму в ДОУ

Одним из главных действий педагога при травме ребенка в ДОУ является оказание первой помощи. В этом случае важно определить, когда нужно оказывать первую помощь, а когда можно и нужно дождаться медиков.

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 04.05.2012 N 477н определил следующие ситуации, когда пострадавшему нужно оказать первую помощь:

· у ребенка отсутствует сознание;

· отсутствует дыхание или кровообращение;

· имеется наружное кровотечение;

· в верхние дыхательные пути попало инородное тело;

· травмированы различные части тела;

· ребенок получил ожог, подвергся тепловому излучению, воздействию высоких температур;

· обморожение или другие последствия воздействия низких температур;

· ребенок отравился.

Обратите внимание! Воспитатель имеет право оказывать первую помощь ребенку только, если прошел специальное обучение. Согласно закону об образовании на сотрудников образовательных организаций возлагается обязанность пройти обучение навыкам оказания первой помощи.

Если ребенок пострадал, то воспитатель должен предпринять следующие действия:

· оценить безопасность обстановки;

· вызвать Скорую помощь;

· определить, находится ли ребенок в сознании;

· провести мероприятия по восстановлению проходимости дыхательных путей и проверить наличие признаков жизни у ребенка;

· провести мероприятия сердечно-легочной реанимации до появления признаков жизни;

· осуществить мероприятия по поддержанию проходимости дыхательных путей;

· произвести обзорный осмотр ребенка и временно остановить наружное кровотечение;

· подробный осмотр ребенка с целью выявления травм, отравлений и других угрожающих жизни состояний и оказание первой помощи при обнаружении таких признаков;

· придать оптимальное положение ребенку;

· контроль состояния ребенка и его психологическая поддержка;

· передача пострадавшего сотрудникам бригады Скорой помощи.

Также необходимо сообщить информацию о травме ребенка в ДОУ его родителям или другим законным представителям.

Обратите внимание! При оказании помощи травмированному ребенку могут потребоваться медицинские изделия для оказания первой помощи, поэтому в ДОУ обязательно должна находиться укомплектованная аптечка.

Долженбыть утвержден специальный перечень медицинский изделий для аптечек в образовательных организациях, можно также воспользоваться комплектацией аптечки для работников организации, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 05.03.2011 N 169н.

Дальнейшие действия по расследованию несчастного случая должны производиться в соответствии с нормами ТК РФ, Приказом Минтруда РФ от 24.10.2002 N 73 и внутренними документами ДОУ.

В данной ситуации необходимо совершить следующие действия:

· уведомление Управления образования в письменной форме;

· издание приказа о назначении комиссии по расследованию несчастного случая;

· расследование несчастного случая с заполнением необходимых форм документов и получением от воспитателя объяснительной записки о травме ребенка в детском саду.

Полезная информация:имеется специальный сайт об оказании первой помощи, где вы сможете найти нужную информацию об оказании первой помощи.

Ответственность воспитателя за травму ребенка в детском саду

После травмы ребенка в детском саду наступает ответственность для воспитателя:

· дисциплинарная (возможно замечание, выговор или увольнение), к такому виду ответственности воспитатель привлекается работодателем;

· уголовная (если по неосторожности или умышлено причинен вред ребенку или был смертельный случай).

Пример из судебной практики. Воспитатель дошкольной организации была привлечена к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 109 УК РФ за причинение смерти воспитаннице по неосторожности. Ребенок во время прогулки на территории ДОУ провалился в незакрытый колодец. В обязанности воспитателя, в том числе, входил осмотр места прогулки на предмет безопасности для детей. Данную обязанность она не исполнила и в период прогулки воспитанница упала в колодец и погибла (Кассационное определение Пермского краевого суда от 28 июня 2011 года по делу № №22-4185-2011).

Обратите внимание! Оказание первой помощи в случае несчастного случая с ребенком может стать смягчающим обстоятельством при привлечении к уголовной ответственности виновного лица (ст. 61 УК РФ).

Родители также могут обратиться в суд с иском к образовательной организации с требованием о возмещении материального и морального вреда.

Необходимо четко распределить обязанности между сотрудниками ДОУ по несчастным случаям с детьми и взрослыми. Внести дополнения в должностные инструкции каждого сотрудника ДОУ с ознакомлением и подписью.

Медицинскому работнику вести внутренний журнал, утвержденный приказом ДОУ, прошнурованный и пронумерованный, для фиксирования несчастных случаев с детьми:

№, дата, ФИ ребенка, ФИО воспитателя, краткие данные о случае, оказанная помощь, сообщение родителям, подпись ответственного лица.

Причины детского травматизма:

Виды и типы травм:

- порезы, уколы разбитым стеклом или льдом, сухими ветками, сучками на деревьях, кустарниках, занозы от палок, деревянных лопаток и игрушек, досок, ушибы при катании на велосипедах, самокатах, качелях и каруселях, лыжах, салазках, ледянках;

- травмирование при катании на ногах с ледяных горок, на санках, во время перемещения в гололедицу по скользким дорожкам, наружным ступенькам, площадкам, не очищенным от снега и льда и не посыпанным спец.составом;

- травмирование во время игр на неочищенных от снега и льда площадках; торчащими из земли металлическими или деревянными предметами, невысокими пеньками сломанных деревьев на площадках для подвижных игр, а так же при наличии ямок и выбоин на участке;

- травмы при прикосновении в морозный день к металлическим конструкциям лицом, руками, языком; падение с горок, «шведских стенок» в случае отсутствия страховки воспитателя; травмирование от падающих с крыш сосульках, свисающими глыбами снега в период оттепели;

- травмирование от неприкрепленной мебели в группах; травмирование при ДТП. Электротравмы.

Основная причина несчастных случаев - недосмотр взрослых

Каждой возрастной группе присущи свои наиболее типичные причины повреждений и травмогенные ситуации.

Различные колющие и режущие предметы (ножницы, остро отточенные карандаши, вилки) при неумелом их использовании причиняют серьезные травмы детям всех возрастов.

Для малышей до 4-летнего возраста наиболее опасны мелкие предметы, которые взрослые оставляют на виду или, что еще хуже, дают их детям поиграть. Яркие бусинки, разноцветные пуговицы могут причинить большой вред, если ребенок засунет их в рот, нос, уши...

Для детей дошкольного возраста (4–6 лет) характерно расширение круга деятельности, активность, самостоятельность, «фрагментированное» внимание. Основное содержание этого возрастного периода – появление начальных форм самосознания. Дети проявляют, с одной стороны, стремление действовать без помощи взрослых, а с другой – активно участвовать в их жизни. Травмы в этом возрасте обусловлены тем, что дети берутся выполнять слишком сложные для них действия, которыми полностью еще не овладели. У дошкольников, в отличие от детей раннего возраста, основным местом происшествия становится двор.

В зимний период, из-за гололеда, ранения острыми предметами (торчащими из под снега ветками, льдом, невидимыми под снегом осколками стекла и других острых предметов), удары твердыми предметами и о твердые предметы, обморожения, травмы при прикосновении в морозный день к металлическим конструкциям лицом, языком, травмирование при катании с горок. Увлекаясь, дети теряют над собой контроль. Именно поэтому наиболее часто они получают травмы в игровых ситуациях.

Работа по предупреждению детского травматизма

Большое внимание в детский садах уделяется ознакомлению педагогов не только со статистикой травмирования детей, но и проводится тщательный анализ причин травм воспитанников характерных для всех сезонов года (при организации прогулок, труда в природе и т.д.)

Работа по предупреждению несчастных случаев с детьми в детских садах предусматривает решение многих вопросов, среди которых два наиболее важных:

1) Направленное воспитание у детей и окружающих их взрослых умения распознавать травмоопасные ситуации и избегать их;

2) Устранение неблагоприятных условий среды, в которой протекает жизнь ребенка.

Организовать работу по обеспечению здоровых и безопасных условий труда и обучения в образовательном учреждении на должном уровне не представляется возможным без соответствующей подготовки и отсутствия организационно-распорядительной и нормативной правовой документации. В своей работе по профилактике травматизма у детей мы руководствуемся следующими нормативными документами: Федеральным законом «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении ,инструкцией по охране жизни и здоровья детей, планом работы учреждения по предупреждению травматизма. В целях предупреждения детского травматизма в учреждении и вне детского сада, предупреждения дорожно-транспортного травматизма, с использованием современных педагогических технологий в детском саду создана система профилактической работы по предупреждению травматизма с участием всех субъектов образовательного процесса (педагоги, дети, родители). Генеральная цель этой работы – создание условий для предупреждения детского травматизма.

В детском саду проводится работа с педагогическим составом, воспитанниками и их родителями по профилактике травматизма детей.

Особая нагрузка при этом ложится на педагогов и медицинского работника: ведь в любое время года педагог и мед. работник должны выполнять требования по охране жизни и здоровья детей не только в помещениях детского сада, но и во время прогулок и деятельности дошкольников на территории и за пределами учреждения, должны разумно организовать деятельность детей в течение всего дня.

В работе по профилактике детского травматизма детский сад придерживается следующей системы:

Профилактические мероприятия в детском саду

1. В детском саду четко выполняются требования безопасности к оснащению территории детского сада:

* оборудование, расположенное на территории (малые формы, физкультурные пособия и др.) перед началом учебного года и весной в обязательном порядке (при необходимости – чаще) осматриваются на предмет нахождения их в исправном состоянии с обязательным составлением актов проверки. Кроме того, мед. работник, воспитатели и администрация детского сада ежедневно ведут проверку состояния мебели и оборудования групп и прогулочных площадок: они должны быть без острых углов, гвоздей, шероховатостей, выступающих болтов, вся мебель в группах и оборудование на участках должны быть закреплены;

* игровые горки, лесенки должны быть устойчивы и иметь прочные рейки, перила, соответствовать возрасту детей и санитарным нормам.

2. В весеннее-осенний период проводятся мероприятия по устранению перед началом прогулки стоялых вод после дождя; уборке мусора; приведению декоративной обрезки кустарников; вырубки сухих и низких веток деревьев и молодой поросли;

3. В зимний период проводятся мероприятия по очистке перед началом прогулки от снега и сосулек всех построек, дорожек, детских площадок, входов и наружных лестниц от снега и льда.

4. Воспитателями детского сада в целях профилактики травматизма ведется контроль и страховка во время скатывания детей с горки, при проведении игровых занятий, проводится проверка выносного материала (лопаток и т.п.).

5. Инвентарь и игровое оборудование также должны соответствовать требованиям безопасности: детский инвентарь и игровое оборудование должно находиться в исправном состоянии, позволяющим соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном года, возрастом детей и требованиями Роспотребнадзора.

Мероприятия с персоналом детского сада по профилактике детского травматизма:

1.Проводятся инструктажи по охране жизни и здоровья детей, охране труда и пожарной безопасности;

2. Проводятся целевые инструктажи по охране жизни и здоровья детей во время проведения выездных мероприятий за пределами детского сада;

3. Проводятся мероприятия по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

4. Составление плана работы учреждения по предупреждению детского травматизма.

5. Мед. работник проводит инструктаж по профилактике детского травматизма, оказанию первой медицинской помощи.

6. Проведение занятий с воспитанниками по вопросам безопасной жизнедеятельности

Профилактические мероприятия с дошкольниками

Одной из приоритетных задач в работе педагогического коллектива учреждения является формирование навыков и умений поведения детей дошкольного возраста в быту через игровую деятельность.

Для реализации данной задачи в работе учреждения систематизирована работа по таким направлениям, как предвидеть, научить, уберечь: в детском саду имеется методический комплект по обучению детей правилам безопасного поведения.

Работа с родителями по профилактике детского травматизма

Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в детском саду. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Именно предметы домашнего обихода, бытовые ситуации могут стать причиной несчастных случаев. В этой связи родители должны подумать о безопасности. Поэтому необходим тесный контакт с родителями.

Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

Родители для детей всегда являются авторитетом и примером для подражания.

С целью формирования у дошкольников знаний, умений навыков безопасного поведения на улице в детском саду проводятся следующие формы взаимодействия и общения с родителями:

* на родительских собраниях воспитатели рассказывают родителям о проводимых в дошкольном учреждении дидактических занятиях по воспитанию и обучению безопасному поведению на улице;

* ознакомление проводятся через материал, представленный на стендах «уголков безопасности»;

* через проведение бесед с подробным раскрытием причин и условий, приводящих к возникновению дорожно-транспортного происшествия с участием дошкольников в качестве пешеходов и пассажиров;

* показ выставок детских рисунков, поделок, макетов по тематике дорожной безопасности;


Возврат к списку

© 2012 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» Разработка и поддержка сайта